Главная Детский отдых База отдыха "Энергетик" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы"

"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и  дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов".
                                                                       

                                                                                              В.В.Путин

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

1.1 Пояснительная записка

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – краткосрочная, составлена на основе авторской программы Карасёвой В.Ж.

Особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ закреплены в следующих нормативных документах:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Уставом АО «Санаторий-профилакторий «Солнечный»;
  • Положением о «Детском оздоровительном лагере «Энергетик»».

   При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели. Программа составлена в соответствии с инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также  СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей"

Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

1.2.Цель и задачи программы

Целью краткосрочной  программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей на начальной ступени развития.

Основные задачи, которые решает краткосрочный курс:

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

Развивающие:

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

Данная программа рассчитана на 21 день.

Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-16 лет. Общее количество часов 9, в неделю 3 часа. Группы формируются по возрастному принципу численностью 12 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 

6

1.3.Содержание программы

Учебный план

п/п

Тема занятий

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

2

 

 

 

1.1

 

Шахматная доска;

Шахматные фигуры;

Начальное положение;

О ходах фигур и о поле под ударом

1

0,5

0,5

Опрос

Анализ деятельности

1.2

 

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат»

Шахматная партия;

рокировка

1

0,5

0,5

Анализ деятельности

Сеанс одновременной игры

2

Техники матования короля

2

 

 

 

2.1

Матование одинокого короля

Мат без жертвы материала

1

 

0,5

0,5

Анализ деятельности

Анализ деятельности

2.2

Шахматная комбинация

1

 

1

Конкурс

3

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

5

 

 

 

3.1

Основы дебюта

2

1

1

Анализ деятельности

3.2

Основы миттельшпиля

1

0,5

0,5

Анализ деятельности

3.3

Основы эндшпиля

1

0,5

0,5

Блицтурнир

 

Итоговое занятие

1

 

1

Шахматный турнир

 

ВСЕГО

9

3,5

5,5

 

 

 

Содержание программы

 

Раздел1. Основные принадлежности и правила игры в шахматы. (2 часа)

Тема 1.1:  Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение (1 ч.)

Основные вопросы: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур.

Практическая работа: Дидактические игры.

Будут знать: Название шахматных фигур, их расстановку и ходы,

Будут уметь: Делать ходы шахматными фигурами.

 

Тема 1.1:   О ходах фигур и о поле под ударом.

Основные вопросы: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практическая работа: Решение шахматных задач.

Будут знать: «Стоимость» каждой фигуры. Последовательность включения в игру шахматных фигур.

Будут уметь: Осуществлять взятие шахматных фигур противника.

 

Тема 1.2: О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат». (1ч.)

Основные вопросы: Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

Практическая работа: Решение шахматных задач.

Будут знать: об угрозах шаха, мата, пата.

Будут уметь: осуществлять «шах», «мат», «пат» и защищаться от них.

 

Тема 1.2: Шахматная партия. Рокировка.

Основные вопросы: Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Порядок длинной и короткой рокировки.

Будут уметь: Делать рокировку.

 

Раздел 2. Техники матования короля (2 часа)

 

Тема  2.1: Матование одинокого короля (1ч.).

Основные вопросы: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: ставить мат тяжёлыми фигурами.

 

Тема 2.1 :  Мат без жертвы материала (2ч.).

Основные вопросы: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Практическая работа: Дидактические игры. Игровая практика.

Будут уметь: Ставить мат без жертвы материала.

 

Тема 2.2 : Шахматная комбинация (1 ч.).

Основные вопросы: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Дидактические игры.

Будут знать: Типы шахматных комбинаций.

Будут уметь: Ставить мат путём осуществления шахматных комбинаций.

 

Раздел 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций (5 часов)

 

Тема 3.1: Основы дебюта (2 ч).

Основные вопросы: Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать:  Принципы игры в дебюте. Схемы простейших шахматных комбинаций.

Будут уметь: Ставить мат в два, три хода.

 

Тема 3.2: Основы миттельшпиля (1 ч.)

Основные вопросы: Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Рекомендации игры в миттельшпиле.

Будут уметь: Выполнять комбинации на достижение численного перевеса.

 

Тема 3.3: Основы эндшпиля (1 ч.).

Основные вопросы: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Основы эндшпиля.

Будут уметь: Ставить мат легкими фигурами.7

Итоговое занятие (1 час): Шахматный турнир.

 

1.4.Ожидаемые результаты

По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся

Будут знать:

- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Правила игры в шахматы;

- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Будут уметь:

- играть в шахматы;

- участвовать в соревнованиях;

- достойно вести себя в случае проигрыша.

Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является: Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем.

 

 

 

Для реализации разработанной программы планируется использование таких форм работы, как теоретические занятия по изучению тактики и стратегии шахмат, проведение шахматных турниров, работа на компьютере (при наличии), практические занятия по игре в шахматы, регулярные проверки знаний, умений и навыков. А также применять такие методы работы, как отгадывание ребусов и кроссвордов, загадок на шахматную тему, решение шахматных этюдов, индивидуальных карточек.

           Всё выше перечисленное направлено на развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости, воспитанию воли, характера. Помогает вести здоровый образ жизни и максимальной реализации творческого потенциала детей.

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1  Календарный учебный график – в разработке.

 

2.2 Условия реализации программы

 

Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:

- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;

- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.

Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия;

- шахматные игры;

- шахматные дидактические игрушки;

- участие в турнирах и соревнованиях.

Педагогические технологии:

- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

- личностно ориентированные технологии обучения;

- технологии развивающего обучения;

- игровые технологии;

- здоровье сберегающие технологии обучения.

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:

По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

 

2.3. Методы контроля

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.

Формы контроля деятельности. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в форме:

- сеанс одновременной игры.

- турнир.

- блиц-турнир.

- Конкурс.

По окончании курса учащиеся оформляют большую выставку. Отбор работ на выставку производится коллективно с участием в их обсуждении всех детей.

 

2.4. Формы контроля

личностные

предметные

мета предметные

·       Ориентирование в социальных ролях

·       Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.

·       Развитие наблюдательности зрительной памяти.

 

·       Соблюдение  последовательности выполнения работы.

·       Умение сравнивать и правильно определять  пропорции предметов, их расположение, цвет.

·       Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.

·       Участие в коллективном обсуждении

·       Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.

·       Отражение индивидуально-личностных позиций  в творческой деятельности.

·       Развитие художественного вкуса.

·       Овладение художественными терминами.

·       Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

·       Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

·       Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

 

       

 

 

Способы диагностики и контроля результатов.

 

Диагностика

 

Содержание

Способ контроля

Первичная

Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям

наблюдение

Промежуточная

Степень развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка

внутригруп-повые соревнования

Итоговая

Степень развития знаний и умений в результате освоения программы

шахматный турнир

 

2.5 Информационно-методическое обеспечение

 

Оборудование:

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

- симуляторы игр

- таблицы к разным турнирам;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- бумага для рисования.

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

 

 

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран.

 

Дидактические материалы:

  1. Презентация «Шахматы в картинках».
  2. Портреты шахматистов.
  3. Шахматы и шахматная доска.

Список информационных ресурсов:

 

А) для педагогов

 

Основная литература:

 

  1. Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
  2. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
  3. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
  4. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Феникс», 2014.

 

Дополнительная литература:

  1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;
  2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.
  3. А. Гипслис «Избранные партии»,
  4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».
  5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.
  6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник. 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
  7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник. 2 год. СПб. 2006. 93 с.
  8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник. 3 год. СПб. 2006. 124 с.
  9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.
  10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.

 

Б) Для детей и родителей:

 

  1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.
  2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.; Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979;  Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.

 

 

Приложение

Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

Нулевой срез знаний. Опросник.

Расставить пешки на 2,5,7 горизонтали.

Расставить пешки на вертикали а, с, f.

Расставить пешки по любой диагонали.

Расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Разложить в правильной последовательности буквы латинского алфавита, которые на шахматной доске обозначают вертикали.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Срез  знаний. Опросник.

Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете белыми фигурами: а) любого; б) чёрного; в) белого.

Как правильно называются фигуры:

а) король, б) царь, в) падишах; а) , б) ферзь, в) королева; а) ладья, б) тура, в) башня; а) офицер; б) гонец, в) слон; а) лошадь, б) конь, в) скакун; а) пешка, б) фишка, в) шашка.

Количество фигур в шахматах: а) король-1,2,3; б) ферзь-1,2,3; в) ладья-1,2,3; г) слон-1,2,3; д) конь-1,2,3; е) пешка-2,6,8.

Линия, идущая по доске слева направо, называется: а) прямой; б) отрезком; в) горизонталью.

Линия, идущая по доске снизу-вверх, называется: а) дорожкой; б) линейкой; в) вертикалью.

Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется: а) углом; б) зигзагом; в) диагональю.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Итоговая  аттестация. 

Опросник.

Шах – это: а) нападение на короля; б) ход фигуры; в) конец шахматной партии.

Способы защиты от шаха: а) закрыться другой фигурой; б) срубить нападающую фигуру; в) сдаться.

Мат-это: а) конец шахматной партии; б) шах, от которого нет защиты; в) ход короля.

Рокировка –это: а) двойной удар; б) ничья; в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы.

Наверх